Особняк Э.И.Бореля

Особняк Э. Бореля представляет собой шедевр провинциальной архитектуры начала ХХ века. Здание было построено саратовским архитектором Петром Митрофановичем Зыбиным. Он несколько лет учился в иконописной школе при Троице-Сергиевой лавре, а в 1877 году поступил в школу ваяния и живописи в Москве, которую закончил с золотой медалью. Продолжив обучение в Петербургской академии художеств, Петр Митрофанович закончил ее с серебряной медалью в 1870 году, после чего долго не мог должным образом приложить свой талант. Но в 1895 году Зыбину предлагают место старшего архитектора технического отдела Рязано-Уральской железной дороги в Саратове. А я напомню, что Саратов на рубеже веков был третьим городом Российской империи по численности населения и по уровню развития промышленности. Здесь архитектор нашел большой простор для своего творчества. В 1906 году по проекту Зыбина строится часовня-церковь в неорусском стиле – «В скорбях и печалях утешение» («Утоли моя печали», ул. Волжская, 38), где элементы модерна присутствовали во внутреннем оформлении, не сохранившемся до наших дней. За Петром Митрофановичем твердо закрепляется авторитет представителя модерна. В 1909 году Зыбин строит особняк на ул. Некрасова (быв. Гимназическая). Экспрессивный стиль, свободное сочленение объемов в сложную многофасадную композицию, изобретательность пластических элементов составляют те качества, которые материализуют архитектурный образ редкой притягательной силы. Определяющее качество особняка – компактность. Масса здания собрана вокруг центральной точки – холла. Стены едва заметно наклонены внутрь так, что если мысленно продолжить их вверх, то рано или поздно они встретятся в «небесном фокусе». Дом на Волжской, 22 привлекает балконами, окнами различной формы, филенками, угловой лоджией и выступающими карнизами крыши, использованными как элементы декора. Внутри особняк очень просторен и даже велик. Элементы интерьера, хоть и осовремененные, держат модерновый колорит. Дубовая изгибающаяся лестница играет ключевую роль в организации внутреннего пространства. Вытянутые, особого изящества формы царят и в оформлении внутренних помещений: библиотеки, каминного зала, гостиных. Камин, отделка стен, оформление окон, светильники, даже дверные ручки – всё находится в стилевом единстве с внутренним пространством и фасадом здания. ПЕРВЫМИ ВЛАДЕЛЬЦАМИ БЫЛА КУПЕЧЕСКАЯ ЧЕТА СЕМЁНА ИСАЕВИЧ И ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ АНОСОВЫ. БЛАГОДАРЯ КРАСОТЕ СВОЕЙ ХОЗЯЙКИ ДОМ БЫЛ ИЗВЕСТЕН КАК «ЗАМОК ЕЛЕНЫ ПРЕКРАСНОЙ». В 1910 ГОДУ ОСОБНЯК ПРИОБРЕЛ КРУПНЫЙ САРАТОВСКИЙ МУКОМОЛ Э. БОРЕЛЬ.


Аудиогид:
Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий